Гостевая
Форум
Разделы
Главная страница
Js скрипты
Php скрипты
Html шаблоны
Книги по Web дизайну
Статьи


Главная страница статей --> Программирование, заработок, оболочки

Звуковые редакторы

Источник: linuxcenter.ru

Введение

Пожалуй, невозможно представить себе современную студию звукозаписи без компьютеров с соответствующим профессиональным аппаратным и программным обеспечением для работы со звуком. «Домашний» музыкант также с трудом может обходиться в своей работе без компьютера, который незаменим как относительно недорогой инструмент для доведения аудиозаписей «до ума» или, например, для подготовки бюджетного демо-диска. Если музыка — лишь увлечение «для души», компьютер пригодится в качестве недорого заменителя студии для наложения «крутых» эффектов на собственные композиции.

Как и для всякой системы, результат работы со звуком может быть ограничен любым из компонентов — будь-то аппаратное обеспечение компьютера, конечно же, опыт музыканта, звукорежиссера или программное обеспечение.

Последней составляющей и посвящена эта статья, рассказывающая о текущем состоянии дел в сфере редакторов цифрового звука — как сугубо профессиональных, так и любительских. Вкратце, звуковые редакторы предназначены для записи и оцифровки звука, правки рабочего материала, сведения, наложения эффектов, мастеринга и сохранения результата в различных форматах и на различных носителях.

Кроме общих характеристик редакторов, внимание также уделено отличительным особенностям каждой программы. Это должно помочь в выборе не столько самого функционального, сколько самого удобного инструмента для работы, что — согласитесь — очень важно.

Adobe Audition 1.5

Еще в мае 2003 г. Adobe Systems купила компанию Syntrillium Software. С этого времени ее флагманский продукт — популярный редактор-мультитрек Cool Edit Pro развивается и продается под маркой Adobe Audition.

Главное

Интерфейс редактора совсем не похож на другие продукты Adobe, что поначалу может показаться не совсем удобным. Причина, очевидно, скрывается в «исторических корнях» программы. На самом деле, интерфейс редактора, учитывая все его возможности, не очень сложен для освоения:

  • вверху традиционно находится меню и кнопки;
  • слева располагается «органайзер», через вкладки которого доступен импорт звуковых файлов, эффекты и «избранные» функции;
  • основное окно Audition выполняет 3 функции: непосредственно редактирование звука с представлением в виде волны или спектра, окно мультитрек-редактора для микширования звука на 128 дорожках, последняя закладка основного окна предназначена для создания и записи Audio CD;
  • в нижней части экрана присутствуют инструменты управления масштабированием дорожек и их воспроизведением, индикаторы уровня записи и воспроизведения.
  • Все кнопки благоразумно снабжены всплывающими подсказками. Не забывайте также везде проверять работоспособность правой кнопки мыши — положительные результаты гарантированы!

Adobe Audition способен одновременно записывать цифровой звук с 32-х устройств с 32-битной разрядностью и частотой дискретизации вплоть до 10 MHz. Вы можете импортировать WAV (PCM), MP3, MP3PRO, WMA, AIFF и файлы других форматов, в том числе звуковые дорожки видео-файлов. В распоряжении счастливых обладателей полной коробочной версии редактора имеется также более 5000 loop’ов.

Программа предлагает функции по редактированию отдельных моно- или стерео-дорожек, а также редактор-мультрек для записи и сведения композиций на 128 дорожках с использованием звуковых файлов, прилагаемых и созданных самостоятельно loop’ов.

Для обработки материала доступно более 50 высококачественных DSP-эффектов, мощные средства анализа (волна, спектр, частотный и фазовый анализ), мастеринга и восстановления цифрового звука. Для тех, кому необходима дополнительная функциональность, имеется поддержка VST- и DirectX-плагинов.

Частотный

Adobe Audition также поддерживает пакетную (batch) обработку файлов, систему восстановления при сбоях. При работе со звуковыми дорожками видео-файлов есть возможность параллельного просмотра видео в окне для точной синхронизации изображения и звука.

Проделанную работу можно сохранить в многочисленных аудио-форматах или записать на Audio CD. Отдельного упоминания заслуживает кодировщик для сохранения мультрекового проекта в объемном звучании 5.1 (например, для звуковой дорожки DVD-видео).

Все перечисленное ясно свидетельствуют о том, что Adobe Audition — профессиональный звуковой редактор с мощным, хотя и несколько запутанным, интерфейсом, обладающий всем необходимым для качественной работы с цифровым звуком.

Для комфортной работы, по словам производителя, необходим 2 GHz процессор и 512 mb оперативной памяти, ОС Windows 2000, XP. Минимальные системные требования гораздо демократичнее — 400 MHz и 64 mb соответственно, однако, в данном случае ставится под сомнение использование эффектов в реальном времени. 30-дневную trial-версию Audition 1.5 можно загрузить с сайта производителя www.adobe.com. Полная коробочная версия редактора стоит $299.

Cakewalk SONAR 4 Producer edition

Cakewalk SONAR 4 — это не просто звуковой редактор, а целая среда работы над цифровым звуком. Программа совмещает в себе функциональность целой студии: мультритрек-запись, сведение, обработку звука, MIDI-синтез — все, что угодно.

Мультитрек

Интерфейс достаточно сложен для освоения неподготовленными пользователями, он изобилует многочисленными окнами, кнопками, переключателями… Однако это вполне допустимая плата за функциональность редактора. Профессионалы же почувствуют себя в Cakewalk как «у руля» любимого пульта.

Среди основных функций редактора:

  • запись и обработка неограниченного количества звуковых потоков с разрядностью в 32 бита и произвольной частотой дискретизации, импорт большинства популярных аудио-форматов и звуковых дорожек видео;
  • поддержка DirectX- и VST-инструментов для записи MIDI;
  • продуманная система масштабирования и навигации по большому проекту, состоящему из множества треков, окно просмотра видео для синхронизации аудиовизуального ряда;
  • одновременное «прозрачное» мультрек-редактирование оцифрованного звука, loops и MIDI-композиций с функцией защиты от сбоев и бесконечной историей операций (Undo, Redo);
  • развитая система создания и редактирования loop;
  • качественная реализация работы с многоканальным звуком (5.1, 6.1, 7.1 — более 30 конфигураций), некоторые эффекты специально оптимизированы для работы с многоканальным звуком;
  • комплект профессиональных эффектов (компрессор, реверберация, wah-wah и т.д.), высококачественный алгоритм сглаживания (dithering) разрядности звука после внутренней обработки, поддержка VST- и DirectX-плагинов;
  • оптимизация для большой нагрузки включает в себя поддержку многопроцессорных конфигураций, а также очень интересную функцию «заморозки» (freeze) — временного отключения эффектов, программных инструментов синтезатора и целых треков в случае нехватки вычислительной мощности.

В целом редактор от Cakewalk удачно совмещает в себе функциональность мощного многодорожечного редактора и MIDI-секвенсора. Огромное количество функций и их качественная реализация позволяют работать над проектами от начала и до конца (пожалуй, лишь кроме записи на CD) в рамках одной программы — Cakewalk SONAR 4 Producer edition.

Системные требования: Windows 2000, XP; 800 MHz процессор, 128 mb памяти (рекомендуется 512). Demo-версия SONAR 4 доступна на www.cakewalk.com. Полная версия редактора стоит $959. Cakewalk выпускает также облегченную версию программы — Studio edition. Она не поддерживает обработку многоканального звука, некоторые эффекты (в основном, для Surround Sound) и функцию видео-просмотра, но и стоит «всего» $479.

Steinberg WaveLab 5

Бренд «Steinberg» и выходящие под этим именем продукты давно занимают прочные позиции в профессиональной музыкальной индустрии. Звуковой редактор WaveLab не является исключением, он окружен ореолом исключительно профессионального продукта с возможностями, которые могут быть оценены по достоинству лишь настоящими знатоками.

Главное

Интерфейс редактора стандартен: меню, кнопки быстрого доступа к функциям, окно редактирования звуковой волны (моно или стерео), справа панель эффект-процессора. Обратите внимание на расположенные внизу анализаторы сигнала. WaveLab поддерживает 6 различных анализаторов, в реальном времени отображающих характеристики входного или выходного сигнала (исключение составляет лишь индикатор «Bit Meter», который информирует о разрядности внутренней обработки сигнала).

Панель «Master Section» играет важную роль в программе, как можно понять из названия, она предназначена для мастеринга композиции. В «Effects» можно выбрать до 8 VST- или DirectX-эффектов, в «Master» задать уровень выходного сигнала, в «Dithering» — алгоритм сглаживания битности после внутренней обработки сигнала. Изменения будут внесены после нажатия кнопки «Render». Все это отличает WaveLab от других редакторов и больше напоминает работу со студийной аппаратурой. То же можно сказать и про встроенные эффекты — все они пытаются в какой-то мере повторить органы управления аппаратных эффект-процессоров (ручки, тумблеры и т.п.). Такой подход, скорее всего, удобен и знаком профессионалам, однако в рамках компьютерного приложения можно было реализовать и более гибкий интерфейс.

Если интерфейс WaveLab спорен, то функциональность, пожалуй, бесспорна. Поддерживается цифровой звук вплоть до 32 bit / 384 KHz, импорт всех распространенных форматов звука: WAV (PCM), MP3, OGG, AU, AIFF, WMA и звуковых дорожек видео-файлов. Особая гордость Steinberg — формат OSQ (Original Sound Quality) — сжимает цифровой звук без потерь в качестве.

WaveLab, как и Adobe Audition, предлагает пользователю две основные возможности редактирования цифрового звука: «простая» обработка моно- или стерео-записи («Wave») и редактор-мультитрек («Audio Montage»). Режим редактирования стерео-записей стандартен для программ подобного класса.

«Audio

Audio Montage предназначен в свою очередь для мультрек-редактирования звука, сведения записей, создания многоканальных композиций стандарта DVD-Audio и вплоть до 8 каналов. В этом режиме можно использовать как стандартные средства редактирования и наложения эффектов, так и применять специальные атрибуты к отдельным трекам, задавать огибающие и т.д. В одной из вкладок мультитрека можно «не отходя от кассы» записать диск CD\DVD Audio. WaveLab нельзя назвать самым удобным мультритек-редактором (сравните с соответствующим режимом Adobe Audition), все-таки программа больше предназначена для редактирования отдельных файлов, однако режим «Audio Montage» неплохо подходит для работы с многоканальным звуком. Для тех, кто постоянно работает с DVD-Audio, редактор от Steinberg будет хорошим выбором.

Результат работы можно сохранить в различных форматах: со сжатием и без или записать на диск CD/DVD Audio, к безграничной радости будущих пользователей WaveLab предусмотрена даже отдельная утилита для создания обложек к компакт-дискам. Кроме того, не забыты средства пакетной обработки файлов и прочая «стандартная» для профессиональных инструментов функциональность. Есть утилиты резервного копирования данных и каталогизации сэмплов пользователя.

Меню

Steinberg WaveLab — мощный редактор, позволяющий эффективно работать с высококачественным многоканальным звуком. Интерфейс программы может поначалу смутить пользователя, однако, разобравшись в нем, вы по достоинству оцените проделанную Steinberg работу.

Demo-версия доступна на сайте www.steinberg.net. Цена «коробки» составляет 699 отнюдь не условных долларов США. Минимальные требования к компьютеру — 500 MHz, 256 mb ОЗУ, рекомендуемые — 2 GHz, 512 mb; Windows 2000, XP.

Sony Sound Forge 7

Sony Sound Forge, как и Adobe Audition, не смотря на новизну имени — редактор со своей историей и своими поклонниками. Он разрабатывался и продвигался компанией Sonic Foundry до мая 2003, когда все разработки последней в области цифрового звука были перекуплены Sony Pictures Digital.

Главное

Интерфейс Sound Forge можно назвать простым и непритязательным, выглядит редактор как обычное Windows-приложение. Многого про внешний вид программы рассказать не удастся — основное меню, кнопки быстрого доступа к функциям, окно редактирования звуковой волны, индикатор уровня воспроизведения. Положительные моменты такого подхода приходят на ум сами собой — простота освоения и удобство работы. Впрочем, в случае необходимости можно подключить множество дополнительных окон.

Добавляем

Sony Sound Forge соответствует уровню профессионального звукового редактора (посмотрите хотя бы на цену в $399). Программа поддерживает импорт всех популярных аудио-форматов и звуковых дорожек видео-файлов, запись, обработку и воспроизведение 64-битного (остается только найти соответствующую по уровню аудио-карту) цифрового звука с частотой дискретизации до 192 KHz. Определенный интерес представляет функция записи по расписанию.

Sound Forge, предлагая как стандартные средства вроде copy, paste, так и отсутствующую у конкурентов возможность «cutlist» (отметка областей файла как удаленных при том, что они остаются видны для пользователя и программы), лучше всего подходит, пожалуй, для непосредственного редактирования звуковых файлов. Тем более, что программа не является мультрек-редактором и способна обрабатывать лишь моно- или стерео-файлы.

Второй недостаток — отсутствие поддержки VST-плагинов, уже завоевавших себе место под солнцем профессиональной звукоиндустрии. Впрочем, существует множество инструментов в DirectX-исполнении, способных удовлетворить практически все нужды редактирования и мастеринга, да и поддержка VST заявлена для восьмой версии Sound Forge.

В остальном функциональность выдержана на подобающем уровне — более 40 встроенных эффектов, plug-in chain (автоматизированная последовательность применения плагинов), пакетная обработка файлов, анализаторы, эквалайзеры, управление амплитудой сигнала (fade, crossfade), средства мастеринга и восстановления цифрового звука. Сохранить результат можно во всех сколько-нибудь распространенных аудио-форматах, записать на CD или опубликовать в Интернете.

Минимальные системные требования: 400 MHz процессор и 64 mb оперативной памяти, Windows 2000, XP. Ограниченная trail-версия Sound Forge 7 доступна на сайте Sony http://mediasoftware.sonypictures.com. Лицензия стоит $399.

Audacity 1.2

Далеко не всем необходима «изощренная» функциональность, которую предлагают продукты Adobe, Steinberg, Sony. Есть задачи, требующие более простых и дешевых инструментов, здесь хорошую службу сослужит бесплатный, открытый кроссплатформенный редактор-мультитрек Audacity.

Главное

Программа обладает простым, «чистым» и понятным интерфейсом. Кроме меню в левом верхнем углу расположены кнопки основных функций программы (выделение, огибающая, увеличение масштаба и т.д.), управление воспроизведением трека, индикатор уровня воспроизведения и записи, регулятор громкости, немногочисленные кнопки… и, в принципе, все. Остальные функции спрятаны в меню, что, с одной стороны, затрудняет доступ к ним, с другой, упрощает интерфейс, делает программу доступнее для изучения непрофессионалами.

Всегда под рукой — Nero Wave Editor 2
Nero Wave Editor определенно является «стандартным компонентом Windows». Сейчас сложно найти компьютер без пишущего CD\DVD дисковода и в большинстве случаев для записи дисков используется программное обеспечение от Nero, в комплекте которого идет и Wave Editor.

Не смотря на статус бедного родственника, идущего в качестве «бесплатного» приложения к Nero Burning ROM, Wave Editor наделен всей функциональность программы среднего уровня для редактирования цифрового звука и наложения эффектов. Продвинутых средств анализа, мастеринга или автоматизации обработки звука искать не стоит.

В целом, достойная программа с хорошим набором встроенных эффектов и поддерживаемых форматов, которая подойдет для несложного редактирования цифрового звука. На www.ahead.de доступна справка по Wave Editor 2 (970 кб, англ.).

Audacity позволяет записывать звук с микрофона и линейного входа, импортировать его из файлов WAV, AIFF, MP3, OGG. Результаты можно экспортировать в WAV (PCM) или Ogg Vorbis. Встроенного средства записи аудио-CD не предусмотрено, что, однако, сложно назвать большим недостатком.

Трек может быть представлен в виде волны, спектра или высоты тона. Поддерживаются основные функции редактирования: выделение отрезков, удаление, копирование и вставка, заполнение белым шумом или тишиной, создание огибающей громкости. Инструмент «Draw Tool» («карандаш» на панели управления, видимо, по аналогии с графическими редакторами) предназначен для ручного изменения формы звуковой волны, многое ли — кроме щелчков — можно нарисовать от руки, не знаю…

В арсенале Audacity есть на первый взгляд неплохой набор встроенных эффектов, однако, не все так гладко, как хотелось бы. Компрессор и эквалайзер, например, работают без нареканий, чего нельзя сказать о ревербераторе, норовящем превратить музыку любого стиля в грандж, или о чрезмерно усердном эффекте удаления шумов, который может обрезать звук до уровня мелодии для мобильного телефона. Так или иначе, разработчики предусмотрели неограниченную историю операций с возможностью отмены (более известной как Undo) и повторного выполнения (Redo).

Расширение функциональности редактора осуществляется с помощью плагинов opensource-формата LADSPA. Для работы с VST необходима утилита «VST Enabler», которая, по словам самих разработчиков, еще очень несовершенна. Audacity — кроссплатформенная программа, поэтому DirectX-плагины не поддерживаются.

Audacity не поражает своими возможностями, зато выигрывает у «флагманов» индустрии стоимостью ($0, GNU GPL), распространенностью (Windows, Linux, MacOS X) и простотой изучения. Возможно, программа не подойдет для серьезной, большой работы «на производстве», но ведь и не перед всеми стоят такие задачи, в то же время, для полупрофессионального редактирования цифрового звука Audacity будет в самый раз. Скачать редактор можно на http://audacity.sourceforge.net.

GoldWave 5.1

GoldWave можно назвать самым профессиональным из полупрофессиональных редакторов цифрового звука. Учитывая размер дистрибутива, программа поражает своими возможностями, не зря она давно заслужила эпитеты вроде «маленький, но мощный».

Главное

Из всех представленных программ GoldWave обладает, пожалуй, самым удобным интерфейсом. Обилие кнопок не занимает много рабочего пространства, зато значительно ускоряет доступ к необходимым функциям, которые также продублированы в меню, снабжены символичными значками и понятными названиями. Из этих мелочей складывается ощущение логичности интерфейса, яркий и спорный пример: во многих звуковых редакторах изменение уровня громкости выделенного участка или файла доступно в меню Effect -> Amplify, для GoldWave же это Effect -> Volume -> Change. Оборотная сторона такого подхода в том, что подготовленным пользователям будет поначалу непросто найти нужный им инструмент, так как названия практически всех эффектов переиначены для большей понятности.

Также хорошо реализована и навигация по треку. Во всех редакторах есть линейки для прокрутки файла и средства масштабирования Zoom In, Zoom Out, однако, в GoldWave меню «View» приятно удивляет. Обратите внимание хотя бы на количество опций горизонтального масштабирования дорожки:

Меню

Из недостатков, кажется, только отсутствие возможности создать огибающие громкости прямо на звуковой дорожке и необходимость использовать для этой цели функции меню. В остальном программа идеально подходит для быстрого редактирования простого аудио (например, дикторского текста) на уровне cut, paste, delete…

Такая «специализация», впрочем, не означает, что GoldWave очень ограничен в возможностях. В вашем распоряжении находятся также:

  • запись с микрофона или линейного входа, импорт WAV, MP3, OGG, AIFF и пр.,
  • отображение волновой формы, спектрограммы, уровня громкости трека в реальном времени,
  • хороший набор встроенных эффектов обработки звука,
  • система пакетной обработки файлов,
  • поддержка direct-x плагинов и многое другое.

GoldWave отличается интуитивно понятным интерфейсом и хорошей функциональностью, он прекрасно подойдет для полупрофессионального редактирования звука. Программа распространяется по лицензии shareware с ограничением на 3000 операций по редактированию (ограничений по времени нет), полная версия стоит $45. Подробности на официальном сайте www.goldwave.com. Для работы рекомендуется 700 MHz процессор, 256 mb памяти, Windows ME, 2000, XP.

Выводы

Самое время подвести итоги. Рассмотренные в статье программы отличаются по уровню, если можно так сказать, профессиональности, по качеству реализации, по цене и, конечно, по своему подходу к процессу редактирования цифрового аудио. Лучшим заключением, наверное, будет краткая и — что немаловажно — субъективная характеристика описанных выше программ. Итак.

Adobe Audition можно назвать универсальным звуковым редактором, прекрасно подходящим для профессиональной обработки цифрового звука. В арсенале программы как работа с отдельными звуковыми файлами, так и очень удобный редактор-мультрек. Добавив сюда большой набор качественных эффектов и многочисленные дополнительные функции, мы получаем отменный редактор за разумные для продукта такого уровня деньги.

Cakewalk SONAR совмещает в себе функциональность целой студии: мультритрек-запись, сведение, обработку звука, MIDI-синтез — все, что угодно. Это позволяет работать над проектами полностью в рамках одной программы.

Steinberg WaveLab — «техногенный» звуковой редактор с продвинутыми возможностями анализа и мастеринга композиций. Программа предназначена для людей, которые точно знают, чего они хотят добиться от звукового трека в окне редактора.

Sony Sound Forge — хороший и по-своему интересный инструмент. Позиции седьмой версии программы ослабляет отсутствие поддержки VST-плагинов, ставших стандартом de facto. Удобный интерфейс и мощные функции редактирования звука позволяют считать Sound Forge лучшим средством для быстрой и продуктивной правки записанных файлов.

Audacity — opensource мультитрек-редактор, основные преимущества которого — бесплатность и кроссплатформенность, благодаря чему Audacity занимает прочные позиции в мире Linux/BSD систем. Огорчают ошибки в программе, в частности, некачественная реализация некоторых эффектов, но есть все предпосылки того, что со временем программа превратится в «прекрасного лебедя».

GoldWave можно с чистой совестью назвать лучшим полупрофессиональным редактором, если определять степень профессиональности только по цене и размеру дистрибутива. Нестандартные названия многих функций могут смутить профессионалов, зато помогут новичкам быстрее разобраться в программе. Редактор чем-то напоминает упрощенный Sound Forge. И хотя GoldWave не умеет записывать компакт-диски, зато поддерживает пакетную обработку файлов и последовательность эффектов (effect chain). Хороший выбор для тех, кто не может ответить на вопрос «зачем же платить больше?».

Остается пожелать вам выбрать не столько самое «навороченное» средство, сколько самое удобное для вас лично, то есть ту программу, которая позволит максимально раскрыть ваши способности.

Ссылки

При подготовке статьи использовались материалы следующих сайтов:

  1. 3DNews: Звук, Акустика и Мультимедия и Software
  2. audioMIDI.com
  3. Digital Pro Sound
  4. Electronic Musician
  5. iXBT: Цифровой звук
  6. Video Systems
  7. WebSound.Ru



Похожие статьи:
- Гранит науки и кое-что еще…
- Игровые сайты сети
- nLite: делаем свой дистрибутив Windows
- Всегда в курсе последних новостей
- Page Promoter 7.0: практический кибермаркетинг
- Словари Рунета
- Кибермаркетинг: результаты первых шагов
- Использование интернет-форумов
- Теория веб-специализации
- Доступность имеет значение
- Свойство CSS float: обтекание рисунка текстом и врезка к статье
- Проверка полей формы с помощью JavaScript
- О ценах, ценностях и убогом дизайне


Оглавление | Обсудить на форуме | Главная страница сайта | Карта сайта |
[0.001]