Главная страница статей --> Программирование, заработок, оболочки

О ценах, ценностях и убогом дизайне

Источник: linuxcenter.ru

Случилось так, что статья, которую я написал в защиту «дешевого шаблоностроения», вызвала немало бурных эмоций (раскиданных также по разным форумам). Что интересно, наряду с дурацкими комментариями (типа «ничё не понял, какая-то лажа, ты не дизайнер и сайт твой отстойный») были и умные аргументированные отклики профессионалов-разработчиков и опытных заказчиков. Именно эти высказывания позволяют точно нащупать «мозоль, на которую я наступил».

Кого я в данном случае подразумеваю под «профессионалами»? Вовсе не того, кто назубок знает все теги и лучшие соотношения цветовой гаммы, или даже может за час написать свою CMS на последней версии PHP. Здесь я, например, близок к ламеру — я не знаю ни PHP, ни Perlа, Java-скрипт «перевожу со словарем» и даже никак не удосужусь запомнить точно начальные теги html-документа (мне нравится мой WYSIWYG-редактор). Профессионал — это тот, для кого (как и для меня) создание сайтов является основным (или значительным) источником дохода.

Ага! Вот оно! Каждому понятно, что любой студент среднего ума и способностей, купив за 60 рублей пиратский диск «Все для создания сайта» и еще за столько же диск с полусотней готовых шаблонов сайтов, потратив месяц на штудирование книжек «HTML для чайников» и «Как написать сайт в FrontPage (Dreamweaver, GoLive…)», может состряпать работоспособный сайт. Еще через месяц этот студент научится убирать очевидные огрехи. А еще через месяц он скажет: «А что? Я могу написать для вас сайт. Несложный. Недорого».

С этого момента он становится конкурентом веб-студий. И конкурентом страшным, ибо, осознавая незначительность своих знаний, «веб-мастер ускоренного обучения» предлагает сайты простые и дешевые. Но так ли «страшен чёрт»?

Убежден и еще раз повторяю: рынок — это рынок, а не галерея шедевров (к сожалению). Если есть спрос на дешевые сайты, будет предложение. И наивно думать, что именно дешевые предложения создают этот спрос. Вспомните времена, когда компьютер стоил три-четыре тысячи долларов. Много ли было компьютеров у ваших знакомых? А в мелких и средних фирмах? А в госучреждениях? Когда я в те годы прикидывал, сколько при моей зарплате в 150 долларов (докризисных) надо копить на ПК минимальной комплектации, я утешал себя, что для дела не очень-то и надо, а поиграть я и на работе смогу.

Точно так же относится к сайтам множество предпринимателей, с которыми я знаком. «За сто купим, за тысячу — никогда». Бесполезно тут говорить о ценностях профессионального дизайна (кстати, кто сказал, что разработчики шаблонов — не профи?), удобстве сервиса обновления (часто ли нужно обновлять сайт-визитку?), хорошей раскрутке (для провинциального городка лучшая раскрутка — баннеры на сайтах обоих местных провайдеров) и т. п. Это тот слой заказчиков, который хочет дешево! А эксклюзивность дизайна его волнует в десятую очередь. Тут и выходят на сцену «беспринципные веб-дизайнеры», которые делают сайты дешево и шаблонно.

Прочитал тут замечательные силлогизмы в откликах. «Хорошо, что у нас мало беспринципных пекарей и слесарей» и «мой знакомый доктор мог бы аппендицит вырезать по дешевке, как клиент хочет». Почему силлогизмы? Да потому что сайт — виртуальный продукт, не имеющий прямого отношения к реальному миру. Если у фирмы будет простой и дешевый сайт, она, возможно, недополучит часть заказов (хотя и не факт). Но ни у кого не заболит живот, как от плохого хлеба, не ограбят квартиру, как при плохом замке, а уж тем более жизни ничто не будет угрожать — как в ситуации с аппендицитом.

Есть прибыль недополученная (когда вы запросили за сайт $1500, а заказчик нашел конкурента за $1400), а есть «никогда-бы-не-полученная» (когда вы хотите $1500, а заказчик ни за что не даст больше $300). И бесполезно шпынять и стыдить бедных студентов, которые демпингуют и отбиваю заказчиков у «серьезных студий». Никого они не отбивают! Если мне, как заказчику, дан бюджет в двести баксов на трехстраничный сайт («О баре “Пиво и Вобла” города Мухогадска», «Режим работы», «Как проехать»), то мне все равно, что студия сделает за тысячу обалденный вступительный флэш-ролик, фантастический дизайн и раскрутит сайт так, что он будет в первых строках всех поисковиков. Ибо в Мухогадске все аж десять тыщ населения и так знают про наш бар, и сайт — скорее причуда хозяина, чем рекламная необходимость.

И если у меня, как заказчика, не будет исполнителя за двести баксов, то у меня («да и черт с ним — жили и дальше проживем!») вообще не будет сайта. Меня вообще не будет в Интернете и я никогда не узнаю о его пользе для моего бизнеса. И, не начав с копеечного примитивного сайта, я не захочу (убедившись в полезности Интернета) заказать более серьезный, более функциональный сайт… да, уже за 1000 долларов.

Собственно, студия (5-6 человек обычно) не может брать за сайт дешево именно потому, что она студия — и кушать каждый студиец тоже хочет. Ну-ка, разделите 1000 на пять человек — вот и будут те пресловутые двести баксов. Просто «шаблонщик» — это мастер на все руки среднего (ну, хорошо, порой ниже среднего) уровня и все делает сам, а в студии каждый элемент проекта делает отдельный специалист (дизайн — дизайнер, текст — копирайтер, верстку — кодер и т. д.). И пусть студия, как правило, делает более качественные сайты, при необходимости в дешевом (читай — простом) сайте эта разница в качестве исчезающее мала.

Получается, серьезные студии — этакая «собака на сене», цены держат недоступные, а «шаблонщиков» обвиняют во всех смертных грехах? На самом деле — слава Богу, что есть цены на сайты «от 1000 и выше». Это своего рода «возможность карьерного роста» для начинающих веб-мастеров и раскаявшихся «бессовестных шаблонщиков».

Дешевые сайтописатели сами сейчас испытывают неприятности от «сверхдешевых» студентов и школьников, пишущих сайты за тысячу рублей (случай из моей собственной практики). Спасает от этой напасти только отсутствие у школьников вкуса, опыта и увлечение неотработанными сверхновыми технологиями (и вообще — кто будет разговаривать со школьниками?).

Несомненно, каждый прав по-своему. И я, вспоминая свои студенческие годы, не могу осуждать теперешних студентов за желание хоть как-то перехватить денег. Но я также понимаю негодование действительно серьезных команд, пишущих действительно замечательные сайты. Самое смешное, что как раз этим-то студиям ничего не грозит — на их продукцию всегда будет спрос у крупных компаний. Кстати, я тоже был бы счастлив продавать сайты за тысячу долларов и выше (при таких расценках, уверяю, все пробелы в потребных знаниях ликвидировал бы за пару месяцев!) — но где такие заказчики?! А переезжать ради них в Москву, простите, не хочется.

Таким образом, налицо очень сильное расслоение рынка — на «толстых» заказчиков, настроенных на серьезное присутствие в Интернете, и «тощих», которые вообще с трудом относятся к Сети, как к чему-то для них полезному. Поэтому, как я считаю, ситуация здесь стабильна и комфортна — целы почти все овцы и сыто большинство волков — и поводов для кликушества на тему «деградации Интернета» просто нет.



Похожие статьи:
- Шаблонный дизайн: два взгляда на проблему
- Perl и сокеты. Часть 1
- CSS верстка сайта: макет в три колонки
- Оформление текста с помощью CSS
- Партнерская программа системы бронирования отелей онлайн Horse21
- Повышаем юзабилити формы поиска
- Оптимизация сайта, продвижение и раскрутка — трактовка терминов
- OpenOffice 2.0 — что нового?
- Файловые системы
- Имитация гиперссылок с помощью JavaScript
- Геометрия модульной сетки
- Web 2.0 за окном
- Советы дилетанта или как сделать полноценный корпоративный сайт


Оглавление | Обсудить на форуме | Главная страница сайта | Карта сайта |
Контакты
Редакция:
[0.003]