Главная страница статей --> Коллекция статей на мобильную тематику

Создание Wap-сайта -- Часть 1. Немного теории.

Источник:

Часть 1. Немного теории.

Ну вот, добрались мои руки до статей по созданию WAP сайта. Я постараюсь рассказать, что сам знаю, и таким языком, чтобы было понятно всем. Поскольку я сам недавно начинал, знаю с какими трудностями может столкуться начинающий. Ваши пожелания, вопросы и замечания с благодарностью приму.

Для начала немного теории, совсем немножко :).

WAP (Wireless Application Protocol-протокол беспроводных приложений). Протокол WAP определяет набор правил, которому должны следовать как WAP-приложения, так и браузеры, работающие на переносных устройствах. Рассмотрим в кратце архитектуру WAP. Она очень похожа на WWW. В WAP используется тот же самый способ адресации ресурсов, что и в WWW, те же обозначения типов данных. В качестве клиента выступает мобильное устройство с WAP-браузером. Запросы от него идут на WAP-шлюз (это тот адрес, что вы указываете в настройках WAP своего телефона), который получив данные от сервера, отправляет их клиенту. В качестве сервера может выступать самый обычный Web-сервер. В этом случае между WAP-шлюзом и сервером используется протокол HTTP. В функции WAP-шлюза входят преобразование запросов из формата WAP-протокола и обратно. Чтобы уменьшить объем передаваемых данных, текстовые ресурсы, пришедшие от сервера, передаются клиенту в бинарной форме. Пока хватит.

WML (Wireless Markup Language) - язык разметки для беспроводных устройств. Выполняет те же задачи, что HTML в Web. WML ориентирован на мобильные устройства, которые имеют ограниченные возможности по выводу и вводу данных.

Теперь рассмотрим инструменты, предназначенные для разработки WAP-сайтов. Создавать свои WAP странички можно в любом текстовом редакторе, в том же Блокноте. Можно воспользоваться специализированными редакторами, предназначенными для WML. Например, APOO Editor v.1.8 (http://wml.8m.com/, здесь его можно скачать). Подсветка тэгов, встроенный справочник WML, работает с кодировкой UTF-8. Выбор редактора- вопрос только личных симпатий и привычки. Вот вам еще несколько ссылок. Nokia Internet Toolkit (nokia.com), не советую для начинающих, большой объем, тормознутость. Программа EasyML является простым редактором текстов. Кроме этого она обладает некоторыми функциями IDE. Основным предназначением текущей версии EasyML является создание WAP-приложений. Скачать можно с сайта автора. http://www.dol.ru/cargoe/evgeny/easyml/index.html

Приступим к изучению WML. Он основан на расширяемом языке разметки XML. Любой документ WML начинается с инструкции . Она говорит о том, что данный текстовый файлсодержит документ в формате XML версии 1.0. Обратите внимание, что перед этой инструкцией не должно быть никаких дополнительных символов, пробелов, переводов строки и т.д. В эту инструкцию можно добавить указание, в какой кодировке данный документ.

Строчка будет выглядеть так <?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>.

XML документ состоит из текста, окруженного специальными метками - тегами (tags), размещаемыми в угловых скобках.

Основной структурной единицей языка XML является элемент (element). Элементы могут содержать внутри себя текст, а также другие элементы. Элементы записываются с помощью открывающего и закрывающего тегов: <tag> текст и другие элементы </tag> Если элемент ничего не содержит, он называется пустым и записывается так: <tag/> Вот несколько правил. Все открывающие теги должны быть закрыты, и элементы не должны пересекаться. Также должен существовать корневой элемент, содержащий все остальные теги. Элемент может иметь свойства, которые описываются с помощью атрибутов.

Атрибуты находятся внутри открывающего тега и представляют собой набор пар "имя=значение". Значения атрибутов заключается в кавычки(") или апострофы('). В тексте документа можно делать комметарии. Они начинаются символами <!-- и заканчиваются -->. Могут быть однострочными и многострочными.


Вся информация в WML содержится в деках. Дек - это минимальный блок данных, который может быть передан сервером. Т.е. дек- это ваш файл с расширением .wml . Дек содержит в себе набор карт. Карта- основная структурная единица WML. Пользователь WAP-браузера видит в каждый момент времени только одну карту. Карта содержит в себе текст, изображения и элементы управления. Взаимодействуя с элементами управления, расположенными в карте, пользователь переходит от одной карты к другой. Поясню. На вашем телефоне вы видите на экране одновременно несколько строк. Чтобы просмотреть еще, вы пользуетесь перемоткой. Это все пока одна карта. Выполняя какое-то действие, например активировав ссылку, вы переходите на другую карту (или другой дек). Закачка изображения, мелодии, игры - не обязательно переход на другую карту. Немного непонятно? Не переживайте, через небольшое время вы все поймете. Мобильные телефоны ограничивают размер дека. Например, в телефонах Nokia 40 серии это 2.5kb. Но не забывайте, что ваши текстовые файлы передаются телефону в бинарном виде. Некоторые редакторы WML показывают размер, который будет в бинарном виде. А реально ваш wml файл можно делать до 4kb. Не забывайте об этом. Дек (т.е файл wml) полностью загружается в телефон, а потом переход по картам происходит мгновенно в самом телефоне. Иногда удобнее делать вместо нескольких карт - разные деки, чтобы пользователь не загружал не нужные для него данные.

Итак ваш файл wml должен содержать в себе несколько обязательных элементов:

<?xml version="1.0"?>

<!-- 1 --><!DOCTYPE wml PUBLIC "-//WAPFORUM//DTD WML 1.1//EN" "http://www.wapforum.org/DTD/wml_1.1.xml">

<!-- 2 --><wml>

<!-- 3 --><card id="hi" title="WELCOME!">

<!-- 4 --><p>

<!-- 5 -->Privet!

<!-- 6 --></p>

<!-- 7 --></card>

<!-- 8 --></wml>

Строка 1 содержит стандартную инструкцию, указывающую, что перед нами XML документ. Вторая строка объявляет тип документа - WML и адрес, по которому расположен файл с определениями документа (правила, грамматика языка). Третья строка открывает описание дека. Тег, закрывающий дек, расположен в последней, девятой строке. В строке 4 объявляется первая карта, которая имеет идентификатор (id) hi и заголовок (title) WELCOME!. Карта содержит элемент p (строки 5-7), который описывает параграф. Внутри параграфа содержится текст (строка 6). Восьмая строка закрывает карту.

Если мы загрузим этот wml файл в телефон, то на экране увидим в самом верху WELCOME! (title карты) и на экране телефона Privet! (текст). Ну вот на сегодня все, переваривайте.

В следующей части поговорим о кодировках, настройках сервера, тексте.

При подготовке статьи использовалась книга С.Сироткин, И.Чалышев, С.Воробьев "WML и WMLScript"-БХВ-Петербург



Похожие статьи:
- Покупка мобильного телефона. Руководство покупающему
- Мнение немцев о русских машинах (умом Россию не понять)
- Цена падения (Джордж Бадрейн)
- Определение местоположения абонента в сетях GSM
- Как сберечь свой сотовый телефон от кражи и грабежа
- FAQ по установке игр N-Gage
- Создание Wap-сайта -- Часть 2. Кодировки, текст, настройка сервера.


Оглавление | Обсудить на форуме | Главная страница сайта | Карта сайта |

Контакты
Редакция:
[0.009]