Гостевая
Форум
Разделы
Главная страница
Js скрипты
Php скрипты
Html шаблоны
Книги по Web дизайну
Статьи


Главная страница статей --> Хитрости при программировании php, заметки по базам данных

Объектно-ориентированное программирование на PHP. Классы

Источник: realcoding.net

Мой путь к пониманию объектов шел слишком долго. Надо сказать, что закончился он чрезвычайно неожиданно - я прочел... мануал PHP 4. Где можно найти толковое описание, только не там, казалось бы... Правда, уже до этого я кое-что знал ("...объект, сочетающий в себе как совокупность данных, так и действий над ними." (с) Епанешников, "Программирование в среде Turbo Pascal 7.0"), но это уже детали.

Что же такое класс и объект. Сперва об объекте. Определение "...сочетающий в себе как совокупность данных, так и действий над ними" - вполне подходящее. Если говорить "приземленно", то объект в PHP - это переменная особого типа. В ней содержатся специально объявленные под-переменные и функции этого объекта (то, что объект содержит переменные и функции, в научной литературе называется инкапсуляцией). Функция is_object на эту переменную выдает true:

if (is_object($objectname)) {
 
do_something();
  };

Обращение к под-переменной объекта производится следующим образом (название, конечно же неправильное, правильно "свойство объекта").

$objectname->property
print ($objectname->property);
//Вызов функции (метода) объекта:
$objectname->format_output($format);

Конечно же неудобно писать имя объекта и "стрелочку" ("->") перед нужной переменной, но это только поначалу. Зато потом можно сэкономить большой объем программного кода (и избежать лишней головной боли).

Теперь что такое класс. Класс - значит класс объектов. В PHP-скриптах описывается не объект. Сначала описывается класс объектов, и затем можно создавать сколько угодно объектов этого класса.

<?
class
Public_Transport {
  var
$capacity = 0;
  var
$passengers = 0;
  var
$stop = array();
  var
$current_stop = 0;
  var
$vehicle = unknown;

  function
say_stop () {
    echo
$this->stop[$this->current_stop];
    if (
$this->current_stop==sizeof($this->stop)-1)
      echo
. Конечная.;
    else
      echo
следующая - , $this->stop[$this->current_stop+1];
    }

  function
stop () {
   
$this->passengers += intval(rand((-1*$this->passengers),100));
    if (
$this->passengers > $this->capacity) {
      echo
Освобождаем двери!;
      
$this->passengers = $this->capacity;
      };
    }

  function
go () {
   
$this->current_stop++;
    }
  }
?>

ВНИМАНИЕ! Закрывающая скобка класса должна быть без точки с запятой (""), как и все описания функций внутри описания класса.

Программа, работающая с классом Общественный_Транспорт будет выглядеть так:

<?
$bus = new Public_Transport;
$bus->capacity = 200;
$bus->vehicle = Лиаз-767;
$bus->stop = array (Торговый центр, Поликлиника, Институт теплофизики,
Вычислительный центр, Институт ядерной физики, Институт гидродинамики,
Морской проспект, Дом ученых, ул. Жемчужная, Цветной проезд);

while (
$bus->current_stop < sizeof($bus->stop)) {
 
$bus->say_stop();
 
$bus->stop();
 
$bus->go();
  };
?>

В этом примере запущен только один автобус, а можно и два, и три, и сколько угодно. Понятно, что это можно повторить и без помощи объектов, но это сложнее, и полученный код не так легко читается, как с объектами, тем более, когда "предметов" несколько.

Объект и его свойства являются обычными переменными. Например, можно работать с динамическими именами переменных:

<?
$a = bukva a;
$b = bukva b;
$c = a;
echo $
$c;
?>

Такой код выведет "bukva a". И то же самое можно делать с объектами и их свойствами:

<?
class
someclass1 {
  var
$a = 1;
  var
$b = 2;
  var
$c = 3;
  }

class
someclass2 {
  var
$a = 4;
  var
$b = 5;
  var
$c = 6;
  }

$d = new someclass1;
$e = new someclass2;

$f = d;
$g = c;

echo ${
$f}->{$g};
?>

(такой код выдаст "3")

То же касается и динамических имен функций.

В руководстве по PHP4 написано подробнее о динамичесих именах переменных и изменяемых именах функций.

И на прощанье вот что. В начале года мне надо было написать скрипт для рассылки новостей и прайс-листов подписчикам. Зашел я на сайт PHP и заглянул в мануал по функции mail(), чтобы найти что-нибудь про аттачмент. В комментариях к функции я нашел то, что искал - класс для вложения файла в письмо. За восемь месяцев туда накидали много ссылок на такие классы, а в феврале он был единственный - CMailFile. Так вот, как они делают - делать не надо (я тогда в классах разбирался смутно, и просто вырезал функции, несколько упростив код). Процитирую заголовки функций:

class CMailFile {
  var
$subject;
  var
$addr_to;
  var
$text_body;
  var
$text_encoded;
  var
$mime_headers;
  var
$mime_boundary = --==================_846811060==_;
  var
$smtp_headers;

  function
CMailFile($subject,$to,$from,$msg,$filename,
       
$mimetype = application/octet-stream, $mime_filename = false) {
/* если функция имеет то же имя, что и класс, то это будет конструктор класса */

 
function attach_file($filename,$mimetype,$mime_filename) {
/* Вот это не понимаю! attach_file вызывается из функции CMailFile - зачем?
Только для красоты. А так - можно было этот кусок кода вставить прямо в главную
функцию, раз уж решено сделать единовременный вызов функции. Далее идут несколько
функций того же назначения и характера. */
 
function encode_file($sourcefile) {
  function
sendfile() {
  function
write_mimeheaders($filename, $mime_filename) {
  function
write_smtpheaders($addr_from) {

  }

/* А вот пример использования класса. */

// usage - mimetype example image/gif
// $mailfile = new CMailFile($subject,$sendto,$replyto,$message,$filename,$mimetype);
// $mailfile->sendfile();

Зачем было оформлять это как класс - непонятно. Только для красоты и разделения функции на несколько штук. А вообще-то, если я захочу на ходу поменять адресата (например, для той же рассылки, когда я прохожу циклом по массиву адресов), надо снова вызывать функцию CMailFile, которая перекодирует файл снова, требуя определенных системных ресурсов.

Раз уж я начал ругать другого, покажу, как по моему мнению правильнее использовать ООП для рассылки писем. В следующем выпуске посвященном приемам ООП (а перед, думаю, ним будуд два других) я хочу привести пример использования класса для отправки почтовых сообщений, в том числе для рассылок.



Похожие статьи:
- Времена и даты
- Использование сокетов в PHP
- HotMail своими руками, или Что может PHP
- Быстрее ветра - быстрый html
- SQLite и PHP
- CSS Design: Укрощение списков
- Простой тултип или всплывающая подсказка
- FAQ по ЧПУ (человекопонятные URL)
- Дверца в защите: почтовый веб-интерфейс
- Чем CSS хорош для поисковых машин?
- Работа с MySQL. Деревья
- Манипулирование датой на PHP
- Несвоевременные мысли о CSS


Оглавление | Обсудить на форуме | Главная страница сайта | Карта сайта |
[0.001]