Гостевая
Форум
Разделы
Главная страница
Js скрипты
Php скрипты
Html шаблоны
Книги по Web дизайну
Статьи


Главная страница статей --> Хитрости при программировании php, заметки по базам данных

Основы ООП

Источник: realcoding.net

Объектно-ориентированные программы более просты и мобильны, их легче модифицировать и сопровождать, чем их "традиционных" собратьев. Кроме того, похоже, сама идея объектной ориентированности при грамотном ее использовании позволяет программе быть даже более защищенной от различного рода ошибок, чем это задумывал программист в момент работы над ней. Однако ничего не дается даром: сами
идеи ООП довольно трудны для восприятия "с нуля", поэтому до сих пор очень большое количество программ (различные системы Unix, Apache, Perl, да и сам PHP) все еще пишутся на старом добром "объектно-неориентированном" Си.

PHP до недавнего времени обеспечивал лишь некоторую поддержку ООП. Однако, после выхода PHP5 поддержка ООП в PHP стала практически полной.

Стратегию ООП лучше всего описать как смещение приоритетов в процессе программирования от функциональности приложения к структурам данных. Это позволяет программисту моделировать в создаваемых приложениях реальные объекты и ситуации. Технология ООП обладает тремя главными преимуществами:

* она проста для понимания: ООП позволяет мыслить категориями повседневных объектов;
* повышенно надежна и проста для сопровождения — правильное проектирование обеспечивает простоту расширения и модификации объектно-ориентированных программ. Модульная структура позволяет вносить независимые изменения в разные части программы, сводя к минимуму риск ошибок программирования;
* ускоряет цикл разработки — модульность и здесь играет важную роль, поскольку различные компоненты объектно-ориентированных программ можно легко использовать в других программах, что уменьшает избыточность кода и снижает риск внесения ошибок при копировании.

Специфика ООП заметно повышает эффективность труда программистов и позволяет им создавать более мощные, масштабируемые и эффективные приложения.

Объектно-ориентированное программирование основано на:

* Инкапсуляции;
* Полиморфизме;
* Наследовании.

Инкапсуляция

Инкапсуляция - это механизм, объединяющий данные и обрабатывающий их код как единое целое.

Многие преимущества ООП обусловлены одним из его фундаментальных принципов — инкапсуляцией. Инкапсуляцией называется включение различных мелких элементов в более крупный объект, в результате чего программист работает непосредственно с этим объектом. Это приводит к упрощению программы, поскольку из нее исключаются второстепенные детали.

Инкапсуляцию можно сравнить с работой автомобиля с точки зрения типичного водителя. Многие водители не разбираются в подробностях внутреннего устройства машины, но при этом управляют ею именно так, как было задумано. Пусть они не знают, как устроен двигатель, тормоз или рулевое управление, — существует специальный интерфейс, который автоматизирует и упрощает эти сложные операции. Сказанное также относится к инкапсуляции и ООП — многие подробности "внутреннего устройства" скрываются от пользователя, что позволяет ему сосредоточиться на решении конкретных задач. В ООП эта возможность обеспечивается классами, объектами и различными средствами выражения иерархических связей между ними.

Полиморфизм

Полиморфизм позволяет использовать одни и те же имена для похожих, но технически разных задач. Главным в полиморфизме является то, что он позволяет манипулировать объектами путем создания стандартных интерфейсов для схожих действий. Полиморфизм значительно облегчает написание сложных программ.

Наследование

Наследование позволяет одному объекту приобретать свойства другого объекта, не путайте с копированием объектов. При копировании создается точная копия объекта, а при наследовании точная копия дополняется уникальными свойствами, которые характерны только для производного объекта.

Классы и объекты в PHP

Класс - это базовое понятие в объектно-ориентированном программировании (ООП). Если сказать проще, то класс - это своеобразный тип переменной.

Экземпляр класса - это объект. Объект - это совокупность данных (свойств) и функций (методов) для их обработки. Данные и методы называются членами класса. Вообще, объектом является все то, что поддерживает инкапсуляцию.

Внутри объекта данные и код (члены класса) могут быть либо открыты, либо нет. Открытые данные и члены класса являются доступными для других частей программы, которые не являются частью объекта. А вот закрытые данные и члены класса доступны только внутри этого объекта.

Описание классов в PHP начинаются служебным словом class:

class Имя_класса {
// описание членов класса - данных и методов для их обработки
}

Для объявления объекта необходимо использовать оператор new:

Объект = new Имя_класса;

Данные описываются с помощью служебного слова var. Метод описывается так же, как и обыкновенная функция. Методу также можно передавать параметры.

Пример класса на PHP:

<?php
// Создаем новый класс Coor:
class Coor {
// данные (свойства):
var $name;
var
$addr;

// методы:
function Name() {
echo
<h3>John</h3>;
}

}

// Создаем объект класса Coor:
$object = new Coor;
?>

Доступ к класам и объектам в PHP

Мы рассмотрели, каким образом описываются классы и создаются объекты. Теперь нам необходимо получить доступ к членам класса, для этого в PHP предназначен оператор ->. Приведем пример:

<?php
// Создаем новый класс Coor:
class Coor {
// данные (свойства):
var $name;

// методы:
function Getname() {
echo
<h3>John</h3>;
}

}

// Создаем объект класса Coor:
$object = new Coor;
// Получаем доступ к членам класса:
$object->name = Alex;
echo
$object->name;
// Выводит Alex
// А теперь получим доступ к методу класса (фактически, к функции внутри класса):
$object->Getname();
// Выводит John заглавными буквами
?>

Чтобы получить доступ к членам класса внутри класса, необходимо использовать указатель $this, которы всегда относится к текущему объекту. Модифицированный метод Getname():

function Getname() {
echo
$this->name;
}

Таким же образом, можно написать метод Setname():

function
Setname($name) {
$this->name = $name;
}

Теперь для изменения имени можно использовать метод Setname():

$object->Setname(Peter);
$object->Getname();

А вот и полный листинг кода:

<?php
// Создаем новый класс Coor:
class Coor {
// данные (свойства):
var $name;

// методы:
function Getname() {
echo
$this->name;
}

function
Setname($name) {
$this->name = $name;
}

}

// Создаем объект класса Coor:
$object = new Coor;
// Теперь для изменения имени используем метод Setname():
$object->Setname(Nick);
// А для доступа, как и прежде, Getname():
$object->Getname();
// Сценарий выводит Nick
?>

Указатель $this можно также использовать для доступа к методам, а не только для доступа к данным:

function Setname($name) {
$this->name = $name;
$this->Getname();
}

Инициализация объектов

Иногда возникает необходимость выполнить инициализацию объекта - присвоить его свойствам первоначальные значения. Предположим, имя класса Coor и он содержит два свойства:имя человека и город его проживания. Можно написать метод (функцию), который будет выполнять инициализацию объекта, например Init():

<?php
// Создаем новый класс Coor:
class Coor {
// данные (свойства):
var $name;
var
$city;

// Инициализирующий метод:
function Init($name) {
$this->name = $name;
$this->city = London;
}

}

// Создаем объект класса Coor:
$object = new Coor;
// Для инициализации объекта сразу вызываем метод:
$object->Init();
?>

Главное не забыть вызвать функцию сразу после создания объекта, либо вызвать какой-нибудь метод между созданием (оператор new) объекта и его инициализацией (вызовом Init).

Для того, чтобы PHP знал, что определенный метод нужно вызывать автоматически при создании объекта, ему нужно дать имя такое же, как и у класса (Coor):

function Coor ($name)
$this->name = $name;
$this->city = London;
}

Метод, инициализирующий объект, называется конструктором. Однако, PHP не имеет деструкторов, поскольку ресурсы освобождаюся автоматически при завершении работы скриптов.

Наследование и полиморфизм классов в PHP

Наследование классов в PHP

Наследование - это не просто создание точной копии класса, а расширение уже существующего класса, чтобы потомок мог выполнять какие-нибудь новые, характерные только ему функции. Рассмотрим конкретный пример на PHP:

<?php
class Parent {
function
parent_funct() { echo <h1>Это родительская функция</h1>; }
function
test () { echo <h1>Это родительский класс</h1>; }
}

class
Child extends Parent {
function
child_funct() { echo <h2>Это дочерняя функция</h2>; }
function
test () { echo <h2>Это дочерний класс</h2>; }
}

$object = new Parent;
$object = new Child;

$object->parent_funct(); // Выводит Это родительская функция
$object->child_funct(); // Выводит Это дочерняя функция
$object->test(); // Выводит Это дочерний класс
?>

Ключевое слово extends (см. пример) говорит о том, что дочерний класс Child наследует все методы и свойства класса Parent. Родительский класс обычно называют базовым классом или суперклассом, а дочерний класс Child - производным или подклассом.

Полиморфизм классов в PHP

Полиморфизм - это свойства базового класса использовать функции производных классов. Практический пример, показывающий свойство класса - полиморфизм:

<?php
class Base {
function
funct() {
echo
<h2>Функция базового класса</h2>;
}
function
base_funct() {
$this->funct();
}
}

class
Derivative extends Base {
function
funct() {
echo
<h3>Функция производного класса</h3>;
}
}

$b = new Base();
$d = new Derivative();

$b->base_funct();
$d->funct();
$d->base_funct();
// Скрипт выводит:

// Функция базового класса
// Функция производного класса
// Функция производного класса
?>

В рассмотренном примере функция base_funct() класса Base была перезаписана одноименной функцией класса Derivative. Функция, переопределенная таким образом, называется виртуальной.



Похожие статьи:
- Введение в PHP5
- Создание гостевой книги
- Постраничный вывод из MySQL
- Защита сайта с помощью .htaccess и .htpasswd
- Риски при поисковой оптимизации интернет-сайта
- Как стать неудачником, или Десятка самых надежных способов гарантировать провал своей маркетинговой
- Как нельзя раскручивать сайты
- Использование SSI в построении сайта
- Интерпретация строковых выражений как функций
- Стиль против дизайна
- Введение в технологию AJAX
- Сложные графики и диаграммы в ASP.NET. Часть пятая – интерактивность.
- Сила параметров XmlElement в Web-методах ASP.NET


Оглавление | Обсудить на форуме | Главная страница сайта | Карта сайта |
[0.001]